ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА 1.doc
Microsoft Word Document 208.5 KB
Тема 2.doc
Microsoft Word Document 206.0 KB
Тема 3.doc
Microsoft Word Document 178.0 KB

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Тема 4.doc
Microsoft Word Document 718.0 KB
ТЕМА 5.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА
Microsoft Word Document 256.0 KB

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

План

 

Человек и политика. Объектное и субъектное отноше­ние к индивиду. Подчинение и интерес как основные поня­тия данных позиций.

Политическая социализация: становление личности. Индивид, индивидуальность, личность. Механизмы полити­ческой социализации на общесоциальном, социально-психо­логическом и индивидуально-психологическом уровнях. Ос­новные возрастные стадии политической социализации и их особенности.

Генезис политического сознания и политического мыш­ления по Дж. Адельсону: восемь основных новообразований 11—18 лет. Основные системы политической социализации: система целенаправленной социализации; стихийной социа­лизации; самовоспитание и самообразование. Политическая активность. Политическая пассивность. Политическое от­чуждение.

Политическое участие: позиции гражданина. Некото­рые особенности политического участия в авторитар­ном, тоталитарном и демократическом обществах. Ос­новные мотивы политического участия или неучастия граждан.

Политическая организация: появление лидера. Полити­ческий лидер и политическое лидерство: общие представ­ления. Авторитет как условие лидерства. Авторитет лож­ный и истинный. Политический «образ» мира как стержень политической психологии лидера. Доминирование и подчи­нение как психологические факторы лидерства. Психологи­ческие механизмы воздействия лидера на ведомых. Типы лидеров. Личностно-психологические черты лидера. Много­уровневая структура личности лидера.

Психология политической элиты.

 

В последние годы проблема личности в политике привлекает к себе все большее внимание исследова¬телей. Хотя это — черта совсем недавнего времени. До этого политические психологи, находившиеся под излишнем влиянием политологии, стремились постро¬ить «объективную науку». Да и политическая психо¬логия не сразу овладела арсеналом качественных методов исследования, позволяющих подступиться к слишком субъективному объекту — отдельному инди¬виду . Однако даже признавая теперь необходимость серьезной постановки вопроса о политической психо¬логии личности, наука делает это как бы наполовину. Нет вопросов в отношении «выдающихся личностей», личностей политиков, особенно лидеров, оказываю¬щих решающее влияние на политику. Это подвергает¬ся тщательному и скрупулезному изучению. Однако в тени до сих пор остается личность отдельного челове¬ка, обычного, рядового индивида в политике. Он про¬должает рассматриваться как всего лишь некая, пусть отдельная, но все же часть в принципе обезличенной «массы». Однако представляется, что это — временное явление. Сама по себе общая тенденция демократиза¬ции общественной жизни, вовлечение в политику но¬вых, ранее пассивных слоев населения диктует необ¬ходимость заниматься конкретными представителями этих слоев. Однако и их можно рассматривать по разному. В науке известны два метаподхода к проблеме лич¬ности в политике: «объектный» и «субъектный». Когда-то на обложке первого издания книги Т. Гоббса «Левиафан» был изображен большой человек, со¬ставленный из множества маленьких человеческих фигурок. Подразумевалось, что «большой человек» — это общество, состоящее из «маленьких людей», но вос¬производящее все свойственные им качества и функ¬ции. Это был определенный символ, за которым стояло сразу много смыслов. В частности, подразумевалось, что мы, «маленькие люди», подчиняем себя «большо¬му человеку», обществу. Этот взгляд получил развитие в многочисленных трудах Т. Гоббса, Г. Спенсера с его «организмической» теорией, А. де Токвиля, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей. В разных формах, они отстаивали пози¬цию подчинения человека государству. Необходи¬мость подчинения Т. Гоббс мотивировал неразумной, эгоистической и потому нуждающейся в контроле природой человека. Современные приверженцы этой позиции оправдывают ее управленческими задачами (Д. Белл, С. Липсет, У. Мур), необходимостью «обес¬печения устойчивой демократии» (Р. Даль, У. Корн-хаузер), или даже важностью «достижения большего равенства» (Дж. Роулз, Г. Гэнс и др.). Для этих и дру¬гих сторонников данного подхода человек выступает в качестве объекта политики, нуждающегося в кон¬троле и подчинении со стороны надличностных обра¬зований. Противоположный взгляд базировался на идущем от А. Смита, У. Годвина и др. понятии «интереса». Именно в личном интересе людей видели они основ¬ной механизм, приводящий в движение политику. Модель «интереса» предполагает, что социальный и по¬литический порядок складывается как результат со¬четания интересов разных людей. Поэтому нужно не подавление, а согласование интересов свободных ин¬дивидов. На такой либеральной позиции ныне основы¬вается все больше ученых. Однако ситуации в истории политики бывают раз¬личными. Результируя разные подходы и позиции, Ф. Гринстайн выделила три основных фактора, определяющих роль отдельной личности в политике. Во-первых, это ситуации появления новых политических обстоятельств, не имевших аналогов в истории. Во-вторых, появление сложных и противоречивых ситуа¬ций с большой степенью неопределенности. Наконец, в-третьих, возникновение ситуаций с выбором между разными силами, предлагающими разные политиче¬ские решения. В целом же, роль личности в политике тем выше, чем более восприимчива среда к тому, что ей предлагает личность, чем сильнее позиции челове¬ка в политической системе, и чем ярче «Я» конкрет¬ного политика. Однако и здесь главным является вопрос об отдельных, «ярких», выдающихся политиках. Нас же, для начала, будет интересовать вопрос иного плана. Откуда вообще берутся люди в политике? Как простой, «рядовой человек» становится личностью в политическом смысле — личностью гражданина? ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ:СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражда¬нином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответст¬вующие качества. Для гражданина это законопослуш¬ность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожи¬даниям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение. В понимании политической социализации приня¬то отталкиваться от общего понятия «социализация» личности, используемого в социологии и социальной психологии. Социализация, в широком смысле, озна¬чает включение индивида в общество через оснаще¬ние его опытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, его превращение в личность через усвое¬ние принятой системы социальных ролей. В конечном счете, не случайно принятое в русском языке слово «личность» имеет корни в понятии «личина», а анало¬гичное понятие в романских культурах (например, personality в английском языке) — от греческого сло¬ва «персона», означавшего маску в древнегреческом театре. Умеет человек менять маски и играть социаль¬ные роли — признается личностью. Не умеет — зна¬чит, еще не дорос. Значит, процесс социализации лич¬ности еще не закончен, Хотим мы того или не хотим, но «личность» — оце¬ночное понятие. «Личностью» признает человека то или иное окружение, группа, общество — как бы награж¬дая этим титулом за верность себе и своим интересам. ценностям, нормам. Был ли В.Ленин настоящей лично¬стью? Безусловно, да — для миллионов его сторонников в России XX века. Но, безусловно, нет — для миллио¬нов его противников во всем мире. Был ли настоящей личностью А. Гитлер ? И здесь два ответа. Он, безуслов¬но, был такой личностью для миллионов немецких бюргеров, чьи интересы выражал, затевая мировую войну. И наоборот, он был преступником, сумасшедшим, ан¬тиличностью для большинства человечества, создавшего антигитлеровскую коалицию. Все ответы здесь отно¬сительны. Дальше же все зависит от самого человека и его выбора. Нравится ему данная группа, является она для него референтной — он постарается стать в ней лич¬ностью. Не нравится — найдет что-то иное, возможно, в другой политической системе. А.Н. Леонтьев разделял три понятия: индивид, индивидуальность, личность. Индивид — любой чело¬век по праву рождения, как представитель биологиче¬ского вида Homo sapiens. Индивидуальность— это индивид, показавший свою особенность, чем-то (не важно, чем) выделившийся из строя биологически равных индивидов. Наконец, личность — это индиви¬дуальность, поставившая себя на службу определенной социальной среде, включая ее политическую культу¬ру, и как бы награжденная этим званием. Говоря фи¬лософским языком, сущность человека есть богатство всех общественных отношений. Понятие «личность» отражает стремление к этой сущности. Чем больше социальности (все тех же ценностей, норм, образцов поведения) «впитает» в себя человек, тем для больше¬го числа людей станет личностью. Чем более полити-зированной будет эта социальность, тем больше он станет политической личностью. Соответственно, политическая социализация — это процесс включения индивида в политическую сис¬тему посредством оснащения его опытом данной сис¬темы и возникшего на ее основе государства, закреп¬ленном в политической культуре. То есть, это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индиви¬да к данной системе, превращение его в личность гра¬жданина. В процессе взаимодействия индивида с политиче¬ской системой происходят два ряда процессов. С од¬ной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе все новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и це¬лей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси ин¬дивида. В результате, политическая социализация фор¬мирует политическое сознание личности и ее полити¬ческое поведение, а в целом, в процессе политической социализации происходит становление личности гра¬жданина — члена данной политической системы . Понятие «политическая социализация» шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институ¬тов) и содержания (политических процессов) гос¬подствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направлен¬ную на освоение окружающего его политического мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только осознанным, но и не¬осознанным. Более того, человек обладает возможно¬стью встречного воздействия на социализирующую его систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассив¬ного индивида, во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу. Механизмы политической социализации функ¬ционируют на нескольких уровнях. Обобщенно, при¬нято выделять общесоциальный, социально-психоло¬гический и индивидуальный или внутриличностный уровни действия этих механизмов. На общесоциаль¬ном уровне общества в целом и образующих его боль¬ших групп, на человека действует огромное число макросоциальных и макрополитических факторов, подлежащих человеческой оценке и, на основе этой оценки, выработке соответствующего отношения к данному обществу и его политической системе. На социально-психологическом уровне, политические цели и ценности транслируются системой как через большие, так и через малью группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного обще¬ния и взаимодействия, человек приобщается к элемен¬там политической системы на житейском уровне, вырабатывая эмоциональное к ним отношение. На индивидуальном уровне, в качестве механизмов поли¬тической социализации выступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых по¬степенно и формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляют сознанием и поведением человека в политике. Политическая социализация включает несколько основных стадий. Стадии или этапы политической со¬циализации прежде всего связаны с возрастными изменениями в ходе созревания человека, становления его личности. На первых стадиях его развития проис¬ходят основные изменения, закладываются основы по¬литической социализации и становления личности гра¬жданина. В современном обществе это начинается достаточно рано. Уже в 3—4 года ребенок приобрета¬ет, в доступных для него формах, первые сведения о политике через семью, средства массовой информации, ближайшее социальное окружение. Такая вполне дос¬тупная информация дает свои результаты, действуя на детское подсознание. В специальных экспериментах американским де¬тям этого возраста предлагался набор «разноцветных картинок» — флагов государств-членов ООН. Экспериментатор просил выбрать из всего большого набора только две «картинки» — «самую приятную» и «самую противную». Подавляющее большинство американ¬ских детсадовцев в качестве «самой приятной» такой картинки совершенно неосознанно выбирало свой, американский флаг. Соответственно, наоборот: в ка¬честве наиболее «противной» картинки фигурировал «серпасто-молоткастый» красный флаг теперь уже экс-СССР. Можно долго обсуждать специфические особен¬ности детского зрительного восприятия, однако, дело совсем не в нем. Дело в той системе политической пропаганды, которая активно и с пользует политиче¬скую символику для обозначения позитивных, с ее точки зрения, и негативных ценностей. Причем, символика эта используется настолько автоматически, что действует практически бессознательно. Поверьте, рядовые американцы не создают особых церемоний вокруг поднятия и спуска национального флага перед своими домами — это просто въелось в кровь, вошло в привычку, стало обязательным элементом образа жизни. Вот дети и видят эту «картинку» над головой, ползая по лужайке, и запоминают ее, ассоциируя с чистым небом и ясным солнцем. Они еще не знают слова «флаг», но уже убеждены, что свой флаг — самый лучший. Позже, когда ребенок идет в школу, начинается новая стадия политической социализации. Под влия¬нием специальных социализирующих институтов про¬исходит не только количественное накопление знаний о политике, но и их качественное изменение. В школь¬ном возрасте начинает формироваться сознательное отношение к политике. Следующий, юношеский этап, характеризуется включением новых элементов перо-дачи политических ценностей. Здесь появляются но¬вые инструменты политической социализации — не¬формальные молодежные группы, вся молодежная субкультура в целом. Подчас они могут играть альтер¬нативную роль по отношению к прежним институтам политической социализации, активно знакомя индиви¬да с альтернативными политическими (или аполитич¬ными) представлениями. Генезис политического сознания — сложный про¬цесс. Не менее сложно развивалось и его изучение. В целом, восприятие психологических моделей когни-тивизма политической наукой шло крайне неравно¬мерно. В нем выделяются два основных этапа. В нача¬ле, в б0-е гг., политические исследователи ухватились за прямой перенос схемы формирования умственных действий и операций от младенчества до юности, соз¬данной известным психологом Ж. Пиаже, на процесс созревания политического сознания детей, их пред¬ставлений о мире, политике, правительстве и т.д. Были продолжены и начатые самим Ж. Пиаже исследования усвоения детьми внешнеполитических знаний. На втором этапе, в 70—80-е годы прошлого века, когнитивистски ориентированная политическая наука больше, чем детской социализацией, занималась поли¬тической социализацией и ресоциализацией взрослых, становлением их политического сознания, идеологи¬ческих компонентов личности, их влиянием на поли¬тические решения и предпочтения избирателей. Рассмотрим генезис политического мышления, как основного элемента политического сознания, на примере классических работ Дж. Адельсона. Он, одним из первых, проверил в 60-е гг. идеи Ж. Пиаже относитель¬но изменений детского сознания, связанных с возрас¬том, на образцах собственно политического мышления, то есть, мышления детей о правительстве, законах, ин¬дивидуальных правах граждан и общественном благе . Его группа не только отслеживала изменения в поли¬тическом мышлении молодых людей (11—18 лет) в ФРГ, Англии и США, но и пыталась сравнивать националь¬ные модели. Оказалось, что политические структуры личности развиваются на разных этапах социализации неравно¬мерно. Так, в возрасте 11—13 лет происходит быстрое развитие политических представлений. Напротив, в 16—18 лет прогресс гораздо скромнее. При этом мыш¬ление 11-летних конкретно, персонализованно и эгоцентрично. Если с ними говорят об образовании, то они имеют в виду учителя, директора школы. Когда гово¬рят о законе — видят перед собой полицейского, пре¬ступника, суд. Упомянут о правительстве — представ¬ляют себе королеву, министра или мэра. 15-летний уже способен к абстрактному, обобщенному, формально¬логическому мышлению. Он пользуется понятиями власть, индивидуальные права, свобода, равенство и т. п. Вывод: по мере общего когнитивного развития происходит первое важное изменение политического мышления — оно достигает абстрактного уровня. Вторая особенность развития политического мышления — расширение временной перспективы. По мере созревания подросток, в отличие от ребенка, начинает осознавать ближайшие и более отдаленные воздействия прошлых политических событий на собы¬тия настоящие и будущие. Третий момент когнитивного развития — социо-центризм. В раннем подростковом возрасте индивид оценивает политические события по их последствиям Для отдельных людей, не будучи способе увидеть их значение для групп и общества в целом. К среднему подростковому возрасту достигается понимание неко¬торых действий политических организаций и институтов, направленных на коллективные цели, ставящие интересы общества над интересами отдельного чело¬века. Четвертая особенность — смена характера рас¬суждений. В предподростковом возрасте мышление носит характер немедленного, чувственного, очевид¬ного и прагматического постижения реальности. Ему недостает сложности, детализации. В раннем подрост¬ковом возрасте появляется способность к дедукции, к предвидению возможных последствий тех или иных действий. Пятая особенность касается самого знания. Отро¬чество отличается особенно быстрым накоплением по¬литических знаний, включая усвоение традиционных политических взглядов, условностей и стереотипов. Шестое — сила принципов. В середине отроческо¬го периода формируется автономная система этико-политических принципов. С возрастом влияние этих принципов на политические суждения укрепляется, часто оказываясь сильнее немедленного и узко поня¬того интереса. Седьмой особенностью Дж. Адельсон считал сни¬жение детского авторитаризма. Для 11—12 лет естест¬венно подчинение закону, правительству, которые ребенок не может представить иррациональными, ошибающимися или бесчестными. Более старший ре¬бенок понимает зависимость между неподчинением и наказанием. Дети считают справедливым суровое на¬казание преступника. В 14 лет представления этого рода резко меняются. Подросток становится критич¬ным в отношении власти, он принимает во внимание конкуренцию интересов, привилегии, ценности и принципы, а также объективные препятствия, созда¬ваемые силой или привычкой. Восьмая особенность подростковой социализации по Дж. Адельсону — появление социальных целей. Большинство подростков критично по отношению к утопическим и идеалистическим целям. Они хорошо представляют «пределы» человеческой природы и со¬циальных изменений, подчеркивая такие негативные качества, как эгоизм, честолюбие и т. п. Лишь немно¬гие подростки всерьез размышляют о радикальной переделке общества. Большинство, считая социальные изменения желательными, принимают существующую политическую систему, требуя ее совершенствования лишь по следующим основным направлениям: 1) сочетание социального мира с законом и поряд¬ком; 2) уменьшение неравенства; 3) рост материальных возможностей и уничтоже¬ние бедности. В целом, исследователи характеризуют взгляды 11 — 18-летних как «ортодоксальные» и «консервативные»: они находятся на пути превращения «или в пассивных зрителей, или в интеллигентных потребителей». Симптоматичен общий вывод исследований социализации подростков: у них гораздо шире распростра¬нено стремление к реальной взрослой перспективе, чем к юношеским идеалам. «Идеализм» встречается гораздо реже, чем осмотрительность, осторожность, скептицизм и трезвость. Дж. Адельсон пересмотрел выводы Ж. Пиаже и А. Кольберга, которые в 50—60-е гг. считали наоборот: по мере морального и когнитивного созревания у подростков нарастает неприятие полити¬ческих условностей. По их мнению, чем выше интел¬лект, тем критичнее подростки к существующему обще¬ству и его политической системе. Вывод Дж. Адельсона звучал неожиданно даже по меркам житейских понятий о юности как времени по¬рывов, мечтаний, романтического видения действитель¬ности вообще и политики в частности. Однако вывод Дж. Адельсона оказался удивительно верным в страте¬гическом отношении. Вот почему он сохраняет свое значение и в новом веке, с компьютерными средства¬ми гиперсоциализации, с виртуальными мирами, в ко¬торые погружены нынешние подростки, с их качествен¬но иной когнитивной природой, а выводы Ж. Пиаже и А. Кольберга остались в прошлом столетии. Политическая социализация не завершается подро¬стковым или отроческим возрастом. Не завершается она и получением паспорта гражданина — это только формальная фиксация появления минимальных граж¬данских прав и обязанностей подросшего человека. Политическая социализация продолжается, в разных формах, всю жизнь. Однако, с течением времени, ее этапы и стадии определяются уже не возрастными из¬менениями, связанными со структурой личности, а с освоением нового социально-политического опыта, усвоением новых социальных и политических ролей, личным участием в политической деятельности. По¬литическая картина мира, складывающаяся у человека, с годами в значительной степени меняется, однако, ее основные, «ядерные» параметры фиксируются в струк¬туре личности. В случаях дисфункций политической системы, затрудняющих передачу политических ценно¬стей новым поколениям и дезориентирующих уже сформировавшихся граждан, в случае ее реформирова¬ния или даже полного краха, у зрелых граждан проис¬ходит возврат к ранним базовым представлениям, по¬лученным в ходе ранней, первичной социализации . Но этим ли объясняется неугасающая популярность социа диетических представлений в постсоветском россий¬ском обществе? В целом, принято разделять три основные системы политической социализации. Во-первых, это система прямой, целенаправленной социализации. К ней отно¬сятся непосредственно связанные с человеком элемен¬ты государственного устройства, политические инсти¬туты, партии, организации и движения. В наиболее важном для политической социализации, молодом воз¬расте, это детские, подростковые и молодежные поли¬тические организации. Во-вторых, система стихийной социализации. Это неформальные объединения, несу¬щие элементы контркультуры по отношению к господ¬ствующей политической культуре. Как правило, сюда входят специфические группировки в рамках молодеж¬ной субкультуры, самодеятельные молодежные объеди¬нения, кружки, клубы и т. д. Часто это представители иных, не просто субдоминантных, а даже оппозицион¬ных политических культур. В-третьих, это самовоспи¬тание и самообразование, выполняющие функции сис¬темы политической аутосоциализации. Она отражает самостоятельный, активный, творческий выбор самосо¬циализирующегося субъекта, и может включать различ¬ные источники политической информации (книги, сред¬ства массовой информации, интернети т. д.). Элементы названных выше основных систем политической социа¬лизации и включенные в них люди выступают в качест¬ве специфических агентов социализации. Отдельно фигурируют механизмы, агенты и осо¬бые системы ресоциализации, необходимость в кото¬рой иногда возникает при резких сменах политической системы, связанных со сменами политического строя, режима и т. д. В современном мире активно развиваются две ос¬новные тенденции, в борьбе которых происходит про¬цесс политической социализации. С одной стороны, во всем мире усиливаются общественные потребности в политическом развитии личности, ее активном включе¬нии в политическую жизнь, росте ее политического самосознания. Особенно ярко эта тенденция проявляется в процессах демократизации. С другой стороны, суще¬ствует и противоположная тенденция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от государства, политических институтов и процессов принятия поли¬тических решений. О первой тенденции говорит рост активности и информированности людей в отношении политики, приход в политику новых слоев населения, которые ранее были выключены из нее. Вторая, проти¬воположная тенденция отражается в добровольном или насильственном политическом отчуждении граждан, апатии и цинизме, недоверии к власти и официальной политике, в падении поддержки политических институ¬тов, партий, государства со стороны населения. Рассмот¬рим три основных, хотя и самых крайних варианта, к которым могут приводить изложенные тенденции. Политическая активность — деятельность поли¬тических групп или индивидов, связанная со стрем¬лением изменить политический или социально-эконо¬мический порядок и соответствующие институты. В наиболее широком смысле проявляется в революци¬онных изменениях общества или его реформировании. На индивидуальном уровне — это совокупность про¬явлений тех форм жизнедеятельности человека, в ко¬торых выражается его стремление активно участво¬вать в политике, отстаивая свои права и интересы. Этот вариант — цель и идеал так называемой «активист¬ской» политической культуры, распространенной в за¬падных демократиях. Политическая пассивность (индифферентность или индифферентизм, от лат. понятия indifferens — безраз¬личный) — безразличие к политике и нежелание прини¬мать участие в политической жизни. От индивидуальных позиций, может развиваться до масштабов массовых настроений. Помимо внутренних, чисто психологиче¬ских проявлений, поведенчески политическая пассив¬ность выражается в отказе от выполнения гражданско-fo долга— например, от участия в выборах. Обычно «хроническая» политическая пассивность служит при¬знаком неразвитой политической культуры тех или иных слоев общества или общества в целом. В случае разви¬тия политической пассивности в случаях, когда ранее она отсутствовала, это говорит о росте отрицательного отношения к действиям властей или их представителей. Обычно, политическая пассивность — это начальная форма протеста против политики властей. Политическое отчуждение — политико-психологи¬ческое следствие чрезмерной бюрократизации полити¬ческой жизни. Следствием бюрократизации, как пока¬зал еще М. Вебер, является обезличивание человека, утрата им индивидуальной инициативы и свободы дей¬ствий, превращение его в простого исполнителя воли организации или государства. В современном обществе политическая власть немыслима без капитальных организационной и институциональной основ. Эти основы, маскируясь демократическими процедурами формирования властных структур, выступают на первое место, часто скрывая от объектов власти ее реальный источник (например, обладание собственностью). В итоге, объекты власти оказываются лишены возможности стать субъектами властных отношений и влиять на характер принимаемых решений, почему и воспринимают власть как отчужденный от себя феномен. Таким образом, человек лишается своих политических характеристик, утрачивает всякое, далее критическое отношение к политическому строю, превращается в «одномерного человека» (выражение Г. Маркузе). В диалектической борьбе политической активности и пассивности происходит развитие новых механизмов регуляции политического поведения и нового субъекта политики — личности активного, информированного, принимающего самостоятельные решения и несущего за них ответственность гражданина. Общий вектор развития процессов политической социализации ведет к постепенной замене традиционных меха¬низмов жесткого внешнего контроля за человеком на его собственные, внутриличностные саморегуляторы политического поведения. В конечном счете, именно они являются главным результатом политической со¬циализации как таковой. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ: ПОЗИЦИИ ГРАЖДАНИНА В конечном счете, политическое участие — это как бы «выход», реальное поведенческое следствие, отра¬жение и выражение процессов политической социали¬зации. Если в процессе политической социализации происходит в основном когнитивное и, отчасти, эмоцио¬нальное взаимодействие индивида с политической сис¬темой, то процессы политического участия (или не¬участия) показывают эффективность политической социализации индивида. По сути, политическое участие показывает, удалось ли политической системе «овла¬деть» индивидом или же у него остались некоторые ресурсы индивидуального сопротивления, связанные с осознанием личных интересов. Под политическим участием понимается неотъем¬лемое свойство политической или иной управляющей (или самоуправляемой) деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическим участие становится тогда, когда индивид или группа вовлекаются во властные политические отношения, в процесс принятия реше¬ний и управления, носящих политический характер. Наиболее развитым типом такой политической общ¬ности является государственно-организованное об¬щество. Свободное, добровольное участие граждан в поли¬тике является одним из важнейших индикаторов каче¬ственных особенностей политических систем, степени их демократизма. В демократическом обществе, тео¬ретически, такое участие — всеобщее, равноправное, инициативное и действенное, особенно в решении во¬просов, затрагивающих существенные интересы гра¬ждан и находящихся в их непосредственной компетен¬ции. Оно выступает для них средством достижения своих целей и интересов, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, чувства граж¬данственности. Такое участие обеспечивается соответ¬ствующими государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, в совокупности составляющи¬ми основы правового государства, демократического политического режима. Другим необходимым услови¬ем демократического участия является относительно равномерное распределение среди различных членов общества таких ресурсов реального политического участия, как деньги, образование, знание механизмов лринятия решений и лиц, принимающих эти решения, свободное время, реальный доступ к средствам массо¬вой информации и т. п. В зависимости от характера политического режима, традиций, размеров территории и численности населения, развитости коммуникаций и ряда других фак¬торов, возможно разное сочетание прямого (непосред¬ственного) и опосредованного (представительного) по¬литического участия граждан. Важнейшими агентами и, одновременно, посредниками участия в современной обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения. Основная форма политического участия — выборы и, шире, избирательные кампании. Если целью демократического общества является максимизация политического участия граждан, то другие типы политических режимов имеют свои особенности. В авторитарном обществе часть населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Там торжествует «власть немногих», которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы делиться этой властью. Тоталитарное же общество парадоксальным образом стремится к мобилизационному вовлечению населения в своеобразные формы квази-участия. Прежде всего, это массовые ритуальные действия поддержки правящего режима. Именно поэтому при реально минимальной или просто номинальной возможности политического участия, при тоталитаризме создается иллюзия всеобщей политизации общества. В этом случае, политическое участие играет преимущественную роль инструмента индоктринации и контроля над политическим сознанием и поведением населения со стороны тоталитарного режима. В демократическом обществе политическое участие выполняет функции политической социализации и воспитания. Если в тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста, несогласия, и даже несанкционированного согласия с политикой властей, то демократическое общество допускает определенные формы протеста. Они служат инструментами политического обучения граждан. В истории политической науки, еще Платон и Аристотель специально рассматривали участие и неучастие граждан в делах полиса для выявления причин смен форм государственного устройства. Их интересовала роль участия в становлении идеального государства. Затем интерес к данным вопросам возродился в Новое время. Однако вначале его рассматривали лишь как субсидиарное средство описания и создания идеальной политической стратегии для правителя (Н. Макиавелли), носителей суверенитета и различных образов правления (Ш. Боден), форм и принципов правления (Ш. Монтескье), природы общественного договора, форм правительства и «народного суверенитета». Толь¬ко в XX веке политическое участие стало не просто индикатором развития демократических процессов, но еще и мерилом развитости уровня политической само¬организации личности. Это связано с проблемой мотивов политического участия. Само по себе внешне наблюдаемое полити¬ческое участие еще не позволяет судить о степени собственной, внутренней активности граждан и их добровольности в этом участии. Реально понимать все это дает только знание внутренних психологических мотивов участия граждан в политике. Согласно данным многочисленных исследований мотивационной сферы рядовых участников политического процесса, выделя¬ются следующие основные виды мотивов политическо¬го участия. Разумеется, это далеко не полный список, В реальной жизни присутствует множество различных конкретных мотивов. Мы приводим ниже лишь основ¬ные, наиболее распространенные: 1. Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности. Для определенного типа людей политика просто интересна как сфе¬ра занятий, Соответственно, они и избирают ее в качестве сферы приложения сил. 2. Познавательные мотивы. Политическая систе¬ма дает человеку устойчивую картину мира. Это удобная объяснительная схема, к тому лее дос¬тупная далеко не всем. Соответственно, она и привлекает любознательные умы, особенно в детском и подростковом возрасте. Политиче¬ские знания дают им преимущество над сверст¬никами, хуже ориентированными в политике. 3. Мотив власти над людьми. Один из наиболее древних, глубинных, и потому, не требующих подробных комментариев. 4. Идеологические мотивы. Это устойчивые мотивы, основанные на совпадении собственных ценно¬стей человека, его идейных позиций с идеологи¬ческими ценностями политической системы. 5. Мотивы преобразования мира. Это очень силь¬ные мотивы, связанные с пониманием несовер¬шенства существующего мира и настойчивым стремлением улучшить, преобразовать его. Как правило, мотивы этого рода свойственны для лю¬дей, настраивающихся на профессиональные занятия политикой. Для них политика и есть ин¬струмент преобразования мира. 6. Традиционные мотивы. Очень часто люди уча¬ствуют в политике потому, что так просто при¬нято в их местности, среди родственников, дру¬зей и знакомых. 7. Меркантильные мотивы. Политика, как и иная сфера деятельности, представляет собой, на оп¬ределенном уровне, оплачиваемый труд. Соот¬ветственно, для определенных людей занятия политикой — просто способ заработать, начи¬ная от расклейки предвыборных листовок, кон¬чая постом партийного функционера. 8. Ложные псевдомотивы. Это те квази-мотивы, которые активно формирует пропаганда любой политической системы — начиная от «За Роди¬ну, за Сталина!» до требований «отстоять цен¬ности истинной демократии». Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия. Обычно принято выделять «мобильные» (активные) и «иммобильные» (пассивные) формы политического участия. Среди активных форм выделяется, как минимум, шесть основных вариантов. Во-первых, это простейшие реакции (позитивные или негативные) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов и их представителей, не связан¬ные с необходимостью высокой личной активности человека. Грубо говоря, это реакция зрителя в театре или перед телевизором, воспринимающим некоторые новости. Во-вторых, участие в действия, связанных с делегированием собственных полномочий. Наиболее яркий пример — электоральное поведение. В-третьих, личное участие в деятельности политических организа¬циях, посещение собраний и других мероприятий. В-четвертых, выполнение не разовых поручений, а уже постоянных конкретных политических функций в рам¬ках институтов политической системы или оппозици¬онных ей. В-пятых, прямое действие — выход с това¬рищами на митинг, помощь в строительстве баррикады, участие в политических столкновениях и т. п. В-шестых, активная, в том числе руководящая деятельность во вне-институциональных политических движениях, направ¬ленных против существующей политической системы, добивающихся ее смены или конечной перестройки. Часто это участие (лидерство) в толпе, идущей на слом политической системы. Среди «иммобильных» (пассивных) форм полити¬ческого участия выделяются четыре основные фор¬мы. Во-первых, это полная выключенность из поли¬тических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития. Во-вторых, политическая выключенность как результат излишней бюрократи-зярованности самой господствующей политической системы, низкой эффективности обратной связи ме¬жду этой политической системой и гражданским об¬ществом в целом, разочарование людей в политиче¬ских институтах, В-третьих, политическая апатия как форма неприятия политической системы, навя¬занной людям извне — например, в результате про¬игрыша войны и завоевания страны неприятелем. В-четвертых, политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам . Политическое участие — многоуровневая система рекрутирования граждан в политику. Она начинается с простейших, элементарных форм участия, и разви¬вается до высших уровней — политических лидеров. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ПОЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА Процесс политической социализации приводит к своеобразному расслоению индивидов. Часть из них становится активными гражданами, часть предпочита¬ет более пассивное существование. На активных дер¬жится государство, существует и развивается полити¬ческая система, строится политическая организация общества. Самые активные становятся ее руководите¬лями — лидерами. В следующей главе мы подробно рассмотрим, как происходит взаимодействие лидера с другими людьми, и что представляет из себя феномен лидерства в целом. Пока же нас интересует лидер просто как человек, психологически выросший в резуль¬тате описанных выше процессов политической социа¬лизации. Политический лидер — это глава, формальный или неформальный руководитель («вождь») государства, политической группы (группировок), общественно-поли¬тической организации или движения. Как правило, это ведущее лицо политического процесса, осуществляющее объединение и сплочение политических сил, задающее направление деятельности государственным и общест¬венно-политическим институтам, партиям, политическим движениям. Это лицо, во многом определяющее особен¬ности политического курса — например, на реформу или на революционные преобразования или, напротив, на консервацию существующего положения дел. В рамках поведенческого направления, бихевиористы выделяют следующие основные функции полити¬ческого лидера: 1) определение целей, 2} обеспечение ведомых средствами достижения этих целей, 3) помощь ведомым в их действиях и взаимных от¬ношениях, 4) сохранение целостности группы. Другими словами, лидер планирует, делегирует, ко¬ординирует и контролирует, т. е. выполняет законода¬тельную, исполнительную и судебную функции. Потенциал лидерства, с психологической точки зрения, представляет собой совокупность качеств, ко¬торые указывают на способность личности (или, реже, группы) побуждать других действовать, воодушевляя и уверяя людей в том, что избранный курс действий яв¬ляется правильным. Соответственно, для политической науки лидерство — это совокупность правил и проце¬дур, в рамках которых осуществляется лидерская дея¬тельность и которые могут носить либо рутинный ха¬рактер (в стабильных политических системах) или отличаться спонтанностью в нестабильных ситуациях. Для политической психологии лидерство — это особая деятельность, требующая наличия определенных пси¬хологических свойств, характеризующих человека как лидера. Основной политико-психологической характери¬стикой лидера является авторитет, т.е. влияние, зна¬чение, которым он пользуется в силу определенных за¬слуг, качеств или обстоятельств. Авторитет — это форма отношений власти, которая необходима любо¬му руководителю для того, чтобы он мог руководить другими людьми. Отсутствие авторитета равносильно утрате руководства и лидерства, исчезновению управ¬ления. У авторитета, как и у власти вообще, выделя¬ются две стороны: 1) влияние руководителя на подчиненных людей, 2) подчинение людей этому влиянию. В свое время Ф. Энгельс писал: «Всякая сложная деятельность нуждается в организации. Последняя же невозможна без авторитета, т. е. 1) без навязывания чужой воли, 2) без подчинения этой воле» . Авторитет подразделяется на истинный и ложный. Основными видами ложного авторитета считаются: 1) авторитет подавления подчиненных, 2) авторитет специально создаваемого «расстоя¬ния», дистанции с подчиненными, 3) авторитет высокомерия лидера, 4) авторитет постоянных поучений и резонерства, 5) авторитет подкупа, 6) авторитет «своего парня» и панибратства, 7) авторитет псевдодоброты и либерализма в отно¬шениях с подчиненными. Ложный авторитет всегда основан на несовпаде¬нии интересов того, кто руководит людьми, и самих этих людей. Преследуя свои личные цели, такой ру¬ководитель идет на откровенный обман, используя пе¬речисленные выше психологические приемы для насильственного (в буквальном или переносном, пси¬хологическом смысле) навязывания своей воли людям. Причем воли, противоречащей их подлинным интересам. Истинный авторитет — такое влияние на людей, такая власть над ними, которые соответствуют подлин¬ным интересам этих людей, и которые именно поэтому добровольно принимаются этими людьми. Истинный авторитет — это соединение влияния руководителя с собственными интересами людей. Влияние руководи¬теля, обладающего таким авторитетом, обычно состоит из двух моментов: 1) формальное (официальное) влияние, связанное с авторитетом организации и поста, занимаемо¬го руководителем в организации, 2) неформальное (неофициальное), человеческое влияние, связанное с личными качествами руко¬водителя. Только оптимальное соединение этих моментов является основой истинного авторитета. Упор лишь на один из этих двух взаимосвязанных моментов опасен, так как игнорирует другой аспект. Здесь, разумеется, возникает естественный вопрос: а реально ли одинаково успешно сочетать и то, и дру¬гое? Может ли один и тот же руководитель обладать достаточно высокими деловыми (обеспечивающими инструментальное, обычно формализованное влияние) и человеческими (обеспечивающими эмоциональное, обычно неофициальное влияние) качествами? Человек, желающий быть эффективным лидером, должен к это¬му стремиться. Если этого нет, то обычно возникают компромиссные варианты — например, так называемое «коллективное руководство», которое включает людей и с теми, и с другими качествами. Что же является главным: первая или вторая груп¬па качеств? Все зависит от сферы деятельности руко¬водителя. Естественно, что в производственной, ска¬жем, сфере — первая. В политике же — вторая: ведь это работа с людьми. Авторитет политика складывает¬ся в процессе общения и связан с формированием до¬верия людей к его носителю, признанием превосход¬ства его психологических качеств, правильности и справедливости его действий. Это и обуславливает доб¬ровольное подчинение ему людей. Стержнем политической психологии лидера явля¬ется политический «образ» («схема», «модель») мира, который присутствует, в принципе, у любого человека, начиная с определенного возраста, однако выражен по-разному. Для политического лидера наиболее харак¬терно наличие необычно яркого и детализированного образа («схемы») мира наряду с сильным стремлением осуществить, утвердить этот образ в реальности — реа¬лизовать его. Последнее стремление является наиболее сильным мотивом участия человека с лидерскими ка¬чествами в политике. Включаясь в нее, он неизбежно стремится к властным рычагам, как раз и дающим воз¬можность в наибольшей степени овеществить свой об¬раз-схему мира. В структуре этого образа-схемы центральное ме¬сто занимает образ самого себя, своего Я вообще, и в политике, в частности. Анализ данного образования представляет собой пока что мало разработанную проблему. Можно допустить, вслед за рядом исследо¬вателей, что этот образ самого себя центрирован на собственном имени человека. Определенным подтверждением этому может служить то подчас навязчивое стремление к увековечению своего имени, которое свойственно большинству политиков во всем мире, а также то внимание к имени-псевдониму, «кличке», которое отличает особый, наиболее экзальтированный и потому демонстративный тип политических лиде¬ров — революционеров. Ясно, что в структуре образа самого себя у поли¬тика присутствуют представления о личном простран¬стве и времени, в котором действует данный персонаж, а также то стремление к признанию и одобрению, без которого вообще не может состояться политик. Что касается первого фактора, то едва ли случайно запад¬ные исследователи в поисках психологических объяс¬нений событий октября 1917 года в России придают большое значение наследственным сердечно-сосуди¬стым болезням В.И. Ульянова. То самое «вчера было рано», а «завтра будет поздно» поддается любопытной психологической трактовке. Зная о причинах смерти отца и деда, Ленин не мог не задумываться над своим самочувствием и тем, что он вступал в возраст повы¬шенного риска инсульта. Говоря же о стремлении к признанию и одобрению, иллюстрацией является био¬графия любого политического деятеля. Особое место в психологии политического лидера занимают индивидуальные нормы и ценности, которые, как правило, не до конца соответствуют общепринятым и потому выделяют лидера. Лидер обязан внутренне быть инноватором, «преступником» в буквальном смысле слова — человеком, преступающим старые, привычные нормы, ценности и даже законы. Хотя внешне лидер обычно должен быть традиционали¬стом — это явление представляет собой одну из разно¬видностей так называемого «парадокса лидера», и будет подробно исследовано дальше. Пока выделим главное: данный парадокс состоит в том, что настоящий лидер обязан совмещать несо¬вместимое. С точки зрения эмоционального одобрения людей, он не должен ломать ничего привычного: ведь любые перемены оборачиваются утратой чего-то, а люди не любят утрат. Лидер обязан быть консервато¬ром и «охранителем», достойным порождением своей политической системы, группы, общества. Но, с другой бороны, для развития того же общества, для достиже¬ния нового уровня жизни он обязан быть инноватором, должен уметь ставить и достигать необычные, новые Цели. А это значит, неизбежно разрушать что-то привычное. Чтобы стать лидером, надо быть идеальным детищем политической социализации. Но чтобы оста¬ваться им, надо уметь вступить в своеобразный кон¬фликт «отцов и детей» и победить в нем. Г. Холландер прямо указывал, что лидер обладает у членов группы «кредитом идеосинкразии» («что можно Юпитеру, то нельзя быку»}, однако этот кредит не без¬граничен, как у вождя. Согласно Дж. Джонсу и X. Джерарду, одна из обязанностей лидера — инновация, про¬верка новых способов взаимодействия с внешним миром, установление новых стандартов жизни. Для этого лидер и имеет кредит доверия — он не должен быть конфор¬мистом, иначе следует потеря статуса. Однако — еще один парадокс — право на этот нонконформизм вырас¬тает из всего предыдущего конформистского поведения этого человека. Согласно Дж. Картраиту, члены группы приобретают статус конформностью, а статус позволя¬ет быть нонконформизмом. Проблема в том, что это трудно совместить. Поэто¬му и не бывает «вечных» лидеров: рано или поздно любой из них нарушает баланс между эмоциональной привязанностью людей к старому и рациональным пониманием неизбежности нового, склоняется в ка¬кую-то одну сторону и, в результате, неизбежно умно¬жает число своих недоброжелателей. У всех перед гла¬зами еще недавние примеры М. Горбачева, с одной стороны, и Б. Ельцина — с другой. В психологии политического лидера образ-схема мира, центрированная на образе самого себя, включа¬ет представления о других людях, различных сущест¬вующих в жизни объектах и явлениях. Эти представле¬ния структурированы и иерархизированы, выстроены «по приоритетам» в образе-схеме в соответствии со значимостью людей, объектов и явлений. Значимость определяется ролью этих вещей в реализации главного мотива поведения — стремления к власти ради овеще¬ствления этого образа-схемы. В соответствии со значи¬мостью одни представления ближе к системообразующему центру, образу самого себя, другие же удалены и находятся как бы на периферии. Мировая политика дает массу примеров наличия у ярких лидеров собственных «образов», «схем» и «моделей» мира. Так, хорошо известна несколько шар¬жированная «карта мира» по Р. Рейгану (см. рис. 1). Нарицательными стали «модель мира» имама Р. Хомейни; «мировой план» Мао Цзэдуна; схемы переуст¬ройства, описанные в «Майн Кампф» А. Гитлера и др. Такие образы мира, определяющие политическое поведение лидеров, имеют два истока. С одной сторо¬ны, психология личности лидера. С другой — влияние среды, культуры, факторов социализации. Главная про¬блема, с которой сталкиваются все лидеры и их ведо¬мые, состоит в том, чтобы быть уверенными в адекват¬ности лидера и его образа мира. а) реальной ситуации; б) объективным интересам группы, сообщества и мира в целом; в) самому себе. Фактически, все упирается в три главных вопроса: а) нужен ли данный лидер и его «образ мира» в данной конкретной ситуации? б) не вреден ли он с точки зрения интересов опти¬мального развития? в) может ли он реализовать свой образ, соответст¬вуют ли его «амбиции» его же «амуниции»? Американский карикатурист весьма своеобразно пере¬дал некоторые черты рейгановской геопсихополитики — того личностного образа мира, который можно реконструи¬ровать, исходя прежде всего из высказываний, а также конретных политических акций Р. Рейгана. Пройдемся вместе с ним по этой любопытной карте. Рис. 1 Земной шар по Рональду Рейгану Начать надо с розы ветров: на запад— США, на восток – «они». «Они» — это, конечно же, СССР. «безбожники», коммунисты. В воображении Рейгана «они» непремен¬но лжецы и шпионы. Далее на восток— «их Китай», а на месте китайского острова Тайвань — равноликий «наш (т.е. американский) Китай». Страна восходящего солнца предста¬ет в виде гигантского автомобиля с технократической под¬писью «Японская корпорация». Австралия просто переиме¬нована в «Кенгуру». Вся Азия поделена с ковбойской прямотой: к «их Ки¬таю» примыкает невзрачный Индостан, населенный какими-то «индеями». Средний Восток населяют некие «мусульман¬ские фанатики». Обратим особое внимание на Ближний Восток. Это уже грезы, но весьма примечательные: кроме «Великого Израиля», в состав которого входят Бейрут и зна¬чительная часть Арайского полуострова, все остальное на¬звано просто и ясно — «наша нефть». Карикатурист изобра¬зил, как выглядит рейгановский план «урегулирования» палестинской проблемы: на карте «родина палестинцев» вы¬несена чуть ли не на Северный полюс. Под боком у Израиля — «Египет». Он, как и положено, занимает северо-восток Африки. Остальную часть континен¬та населяют просто африканцы, презрительно именуемые «неграми». В Европе есть «их ракеты» и «наши ракеты». А вообще Старым Светом управляют социалисты и пацифисты. Выде¬ляются лишь Польша — объект санкций, провокаций, осо¬бого интереса, и «Тэтчерлэнд» — британская «железная леди» заслужила большое уважение США. На этом кончается восток и начинается запад — на нем, естественно, по Рейгану, доминируют исключительно США. Их лучшая половина, конечно, Калифорния. Затем — рес¬публиканцы и другие настоящие американцы. Не повезло северо-востоку — там демократы и бродяги, примазавшие¬ся к корыту социального обеспечения. К северу от Вели¬ких озер, где надлежало бы быть Канаде, расположилась «Страна кислых дождей» (конечно, владение США). Мрач¬ный юмор здесь в том, что выбросы американской про¬мышленности действительно оборачивается «кислыми дождями» над Канадой. Небольшая резервация Экотопия —экологическая утопия — отведена «придуркам, помешавшимся на охране окружающей среды». На карте, среди прочих пунктов, помечены Белый дом, Голливуд, Лас-Berac, Дисней-лэнд — места, президенту известные и любимые. К югу от США все предельно просто. Вместо Мекси¬ки— «страна марьячос», уличных музыкантов. Вместо Кубы — «советская колония». Плюс Сальвадор, Фолкленды и «наш Панамский канал», который отделяет территорию, на¬званную «землей бананов». Страна и регионы в «мире Рейгана», и географические названия, по мнению американского карикатуриста, сходятся один к одному, как с уровнем представлений президента (например, Латинская Америка – «бананы», Австралия – «кенгуру»), так и с его желаниями – например, размеры Израиля, «нашей нефти», «нашего Китая» и т.п.). Психологическое лидерство (в отличие, скажем лидерства институционального) всегда существует в системе тех или иных субъект-субъектных отношений (взаимодействий). В качестве субъектов таких отноше¬ний могут выступать как отдельные индивиды, так и группы или даже все общество, а взаимодействия мо¬гут разворачиваться как между индивидами, группами, обществами, так и между индивидами и группами, ин¬дивидами и обществами, группами и обществами. Та¬ким образом, получается, что лидерство — это процесс неравного взаимодействия между субъектами (индиви¬дами, группами, обществами, индивидами и группами, индивидами и обществами, группами и обществами), ха¬рактеризующийся отношениями доминирования и под¬чинения. Определяя понятие «лидер» политико - психологиче¬ски, будем исходить, во-первых, из того, что он является субъектом процесса лидерства (неравного взаимодейст¬вия). Во-вторых, лидер выполняет в силу своего положе¬ния определенные функции. Мы считаем, что лидерская функция регуляции взаимоотношений через различные формы доминирования-подчинения является наиболее существенной характеристикой лидера. Таким образом, возникает следующее психологическое определение лидера: это субъект процесса взаимодействия, выпол¬няющий функцию регуляции взаимоотношений через различные формы доминирования-подчинения, ради достижения тех или иных целей личности, группы или общества. Лидер немыслим в одиночку, поэтому должен су¬ществовать еще один элемент данной диадической субъект-субъектной структуры. Бытуют разные обозна¬чения этого второго элемента структуры. Чаще всего встречаются следующие определения: лидер и осталь¬ные члены группы, лидер и последователи, лидер и ведомые. Ведомый является, также как и лидер, субъектом процесса взаимодействия. Однако, на этом их сходство заканчивается: ведомый — это тот, кого ведут. Таким образом, существенной характеристикой ведомого является то, что он позволяет себя вести. Иными словами, он делегирует другому человеку (лидеру) пра¬ва и обязанности регуляции их взаимоотношений. Итак, ведомый — это субъект процесса взаимодействия, де¬легирующий лидеру права и обязанности регуляции взаимоотношений через различные формы доминиро¬вания-подчинения. Во всех приведенных выше определениях, для уточ¬нения характера отношений, способов реализации лидер¬ских функций используются понятия «доминирование» и «подчинение». Доминирование представляет собой пре¬жде всего отношения неравенства, навязанные лидером. Важно, что это — отношения очевидного неравенства, которые навязывает лидер. Доминирование реализуется по четырем основным сферам. Во-первых, как влияние, авторитет — это варианты психологического доминиро¬вания. Во-вторых, как насилие в тех или иных формах — это варианты силового доминирования. В-третьих, как подкуп — варианты экономического доминирования. В-четвертых, как политическая власть — соответственно, это варианты политического доминирования. Подчинение также является отношением очевидно¬го неравенства, однако главным субъектом этих отноше¬ний выступают ведомые. Таким образом, подчинение — это отношения очевидного неравенства, в которых ведо¬мые принимают или требуют доминирования от лидера. В системе отношений, фиксируемой понятиями до¬минирование-подчинение, находят определение и та¬кие понятия, как власть и воздействие. Власть, с поли¬тико-психологической точки зрения — это система отношений доминирования-подчинения в той или иной сфере, реализуемая тремя основными способами: а) регулированием норм; б) определением ценностей; в) демонстрацией образцов поведения. Приведенные в данном определении три способа реализации отношений доминирования-подчинения ох¬ватывают практически весь спектр способов и возмож¬ностей реализации этих отношений. Так, регулирование норм лидером предполагает нормирование поведения ведомых. Определение лидером ценностей связано с вовлечением ведомых в определенную систему ценностей. Демонстрация лидером образцов поведения означает практически неизбежное принятие их, подражание им. Воздействие представляет собой фиксированный момент в отношении доминирования-подчинения, выражающий определенные усилия лидера в направле¬нии достижения целей личности, группы, общества. Совокупность особых способов воздействия составля¬ет суть психологических механизмов лидерства. Эти способы воздействия реализуются в формах зараже¬ния, внушения, убеждения и подражания. Таким обра¬зом, психологические механизмы лидерства реализуют¬ся в четырех основных формах. Во-первых, это заражение— эмоциональное воз¬действие, осуществляемое через передачу определен¬ного психического состояния и предполагающее бес¬сознательное усвоение данного состояния. Во-вторых, это внушение — эмоционально-волевое, целенаправ¬ленное, неаргументированное воздействие, осуществ¬ляемое через передачу некритически воспринимаемой информации и подразумевающее ее принятие. В-треть¬их, это убеждение — вербальное воздействие, осущест¬вляемое в рациональных или псевдорациональных формах через предлагаемую информацию и подразу¬мевающее достижения сознательного согласия с ней. В-четвертых, - это подражание —воздействие, осущест¬вляемое через демонстрацию конкретных, наглядных образцов поведения и подразумевающее их принятие и воспроизведение. По смыслу изложения, здесь логично определить и такое понятие, как «манипуляция», которое в широ¬ком смысле означает определенную систему способов воздействия. Более точно, с нашей точки зрения, опре¬делить манипуляцию как осознанное использование этой системы способов воздействия. Таким образом, манипуляция — это осознанное создание лидером оп¬ределенных условий, стимулирующих необходимое поведение ведомых. Лидер, естественно, должен обладать способно¬стью создавать определенные условия и таким образом влиять на поведение ведомых. Это умение, способность означает понятие способа (стиля) лидерства. Способ (стиль) лидерства определяется как совокупность форм, приемов, методов структурирования отношений доми¬нирования-подчинения. Термины, приведенные выше, не вызывают особых вопросов и трудностей осмысления. Более подробного анализа требуют такие понятия, как «тип лидера» и «личностно-психологические черты лидера». Определив лидера как субъекта процесса взаимодействия, выполняющего функции регуляции взаимоотношений через различные формы доминирования-подчинения, логично говорить о различных типах лидера. Определим тип лидера как разновидность субъекта, доминирующего в процессе взаимодействия и регулирую¬щего отношения доминирования-подчинения специфи¬ческим способом. Несколько выше, определяя понятие «власть», мы зафиксировали, что отношения доминиро¬вания-подчинения могут быть реализованы тремя основ¬ными способами: регулированием норм, определением ценностей и демонстрацией образцов поведения. Соответственно этому, мы выделя¬ем три основных типа лидера: 1) лидер-«организатор»; 2) лидер-«демонстратор» и 3) лидер-«аксиолог», «Организатор» — тип лидера, регулирующий отно¬шения доминирования-подчинения на основе нормиро¬вания поведения субъектов взаимодействия. «Демон¬стратор» — тип лидера, регулирующего отношения доминирования-подчинения на основе демонстрации тех или иных образцов поведения. Наконец, «аксиолог» — тип лидера, регулирующий отношения домини¬рования-подчинения на основе вовлечения ведомых в определенную систему ценностей. Необходимо отметить, что проделанный анализ пра¬вомерности выделения этих типов показывает: практи¬чески все исследования лидерства изучали какой-либо) из этих трех аспектов. Одни исследователи делали объектом своего внимания организаторскую, управленческую функцию лидера. Другие предпочитали изучать ценностную составляющую лидерства. Третьи изучали лидера как объект для подражания и следования ему. а таком случае, совершенно правомерно выделять и промежуточные типы, которые представляют собой совокупность качеств организатора, аксиолога и демонстратора, либо организатора и аксиолога, организатора и демонстратора, аксиолога и демонстратора. Описанные типы лидерства хорошо коррелируют с совершенно определенными способами воздействия) которые составляют психологические механизмы лидерства. Подражание как способ воздействия более соответствует типу «демонстратора», убеждение — «организатору», заражение — «аксиологу». Говоря о личностно-психологических чертах лидера, будем исходить из того, что традиционно в психоло-) гии выделяют три основные подструктуры или уровни структуры личности: биологический, психологический) социально-психологический и/или социальный уровни. В отношении политического лидера эти уровни могут быть дополнены политико-психологическим уровнем. Более подробно, однако, можно говорить о пяти-уровневой структуре свойств и качеств (черт) лидера. 1. Биологический уровень предполагает анализ таких компонентов как наследственность, темперамент, пол, состояние здоровья лидера. Эти качества выступают детерминантами поведения и определяют некоторые личностные черты. Темперамент, например, придает индивидуальное своеобразие поведению, поступкам, сказывается на особенностях эмоционального выраже¬ния своих взглядов. Возрастные характеристики также играют роль в проявлении различных черт и психиче¬ских функций. Среди биологических характеристик иг¬рают роль и чисто физические данные, определяющие выносливость, силу, энергичность, работоспособность. 2. Психологический уровень личности включает прежде всего такие факторы как эмоции, волю, память, способности, интеллект, характер. 3. Социально-психологический уровень предполагает анализ таких компонентов как цели, ценности, интересы, мотивы, мировоззрение, установки, отношения и т.д. 4. Политико-психологический уровень требует рас¬смотрения вопросов политической социализации, поли¬тических ценностей, политического выбора, политиче¬ских норм, образцов политического поведения и т. д. 5. Социальный уровень отражает общесоциалъные позиции и взгляды лидера. Таким образом, мы определили основные уровни, на которых проявляется главное качество личности лидера — образ его Я. Что же и как проявляется кон¬кретно? Как уже говорилось выше, прежде всего про¬являются особенности образа самого себя, «психологи¬ческого образа» жизни человека и имеющегося у него психологического образа мира и жизни в этом мире. То есть, основные личностно-психологические чер¬ты лидера — это особенности образа самого себя и «психологического образа» жизни как способа структурирования психологического пространства личности, требующие и/или позволяющие регулировать отноше¬ния доминирования-подчинения. Они проявляются на пяти основных уровнях: 1) биологическом; 2) психологическом; 3) социально-психологическом; 4) политико-психологическом; 5) социальном. Так выглядят основные понятия и параметры, по¬зволяющие рассматривать политическую психологию лидера как, прежде всего, наиболее «продвинутого» гражданина, преуспевшего в процессах политической социализации и выдвинувшегося в процессах полити¬ческого участия. В последующих главах мы еще к ним вернемся для того, чтобы подробнее рассмотреть их конкретное содержание. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ Процессы политической социализации и полити¬ческого участия выдвигают не только отдельных лиде¬ров. В совокупности, они формируют целый слой поли¬тически активных людей, который со временем, так или иначе, становится лидирующим (правящим, руководя¬щим) для данного общества. Такой слой обычно имену¬ется элитой или «правящим», «руководящим», «руля¬щим классом» (от английского «ruling class»). Понятие «правящий класс» впервые было введе¬но югославским исследователем М. Джиласом для обозначения бюрократической номенклатуры совет¬ского общества сталинского образца. Понятие «элита» происходит от латинского eligere и французского elite, что означает лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII века, это понятие употребляется для обозначения товаров наивысшего качества. С XIX века применяет¬ся к высшим социальным группам в системе социаль¬ной иерархии. В социально-политических науках тер¬мин получил распространение в XX веке. «Элита» — центральное понятие так называемых элитарных теорий общественно-политического разви¬тия, считающих, что любая социальная структура включает высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития нау¬ки и культуры (творческие функции), и остальную массу населения, выполняющую нетворческие, репро¬дуктивные функции. Предтечами современных тео¬рий элит были Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше и др. В качестве относительно целостной системы взглядов, теории элиты были сформулированы в начале XX века такими авторами как В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс и др. Общая суть теорий элит заключалась в том, что они пытались свести все политические процессы к взаимодействию элит. Тогда понятие элиты становилось самодостаточным, и подменяло все прочие (типа классов, групп и т. д.). Как верно писали американские исследователи: «Если «Манифест коммунистической партии» провозглашает, что история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы клас¬сов, то кредо элитаристов заключается в том, что ис¬тория до сих пор существовавших обществ была ис¬торией борьбы элит» . Определения элиты в разных концепциях достаточ¬но неоднозначны. В. Парето называл элитой людей, по¬лучивших «наивысший индекс» в сфере своей деятель¬ности. Г. Моска считал элитой наиболее активных в политическом отношении людей, ориентированных на власть— «организованное меньшинство общества». X. Ортега-и-Гассет подразумевал под элитой людей, пользующихся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством, а также обладающих интеллекту¬альным или моральным превосходством над массой, «наивысшим чувством ответственности». А. Этциони имел в виду людей, обладающих «позициями власти». Т. Дай называл элитой лиц, обладающих формальной властью в организациях и политических институтах, чем и определяющих социальную жизнь. Л. Фройнд — «бого вдохновленных личностей», обладающих харизмой. А. Тойнби — «творческое меньшинство» общества, в противоположность «нетворческому большинству», то есть сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества. Соответ¬ственно, он подразделял политическую, экономиче¬скую, культурную и др. элиты. Наиболее психологичным представляется понима¬ние политической элиты, предложенное Дж. Хигли. С его точки зрения, главное заключается не в постах и должностях, занимаемых людьми, относимыми к элите. Ее сущность — возможность влиять на приня¬тие политических решений, даже не занимая таких формальных постов, и критиковать правящий режим, не слишком рискуя при этом быть репрессированны¬ми. То есть, это неформальный слой членов общества, обладающих таким авторитетом, который вынуждает власти считаться с их мнением даже тогда, когда это мнение противоречит позициям властей. В этом смысле, элита — не то же самое, что «рулящий класс». В по¬следний попадают, выдвигаясь на те или иные посты, занимая некоторые формальные позиции, прежде все¬го, в бюрократической иерархии. В элиту же попада¬ют на основании личных достоинств, неформальных связей и лидерских качеств, проявляющихся в соци¬ально-политически значимых сферах. Образно говоря, «правящий класс» — это иерархия «кресел», тогда как элита — это собрание имен. В значительной степени, принадлежность к элите определяется не столько общественным признанием, сколько основанным на таком признании личном са¬моощущении входящих в элиту людей. Это своего рода «кадровый резерв» политических лидеров для обще¬ства (или, иногда, ее еще именуют «политическим от¬стойником», что в принципе означает почти одно и то же). Формально, элите противостоит «контрэлита» (ли¬деры оппозиционных движений), хотя психологически между ними существует немало общего, что периоди¬чески может порождать миграционные процессы, ко¬гда те или иные персоны перемещаются из элиты в контрэлиту и наоборот. Представителей элиты в таком понимании харак¬теризует высокий уровень личной политической куль¬туры, глобальность восприятия и оценок происходяще¬го, способность к быстрому и глубокому осмыслению, включая предвидение последствий, динамизм полити¬ческого поведения, а также развитое чувство ответст¬венности за происходящее в социально-политической сфере. Как правило, элита подчеркнуто «личностна» и не «индивидуалистична», ей свойственен корпоратив¬ный дух, хотя, одновременно, присущи и достаточно выраженные, а подчас просто жесткие межличност¬ные конкурентные отношения. Каждый отдельный представитель элиты — реальный или потенциальный лидер, однако всех их соединяет понимание того, что собственный лидерский потенциал можно реализовать только при общем сохранении определенных «правил игры» и, главное, существующей социально-политиче¬ской системы в целом. Элита — это, в определенной степени, неформальный коллективный лидер общест¬ва и его политического строя. Политическая элита — это те самые «гладиаторы», о которых Л.В. Милбрайт писал: «...Это люди, особен¬но хорошо подготовленные для того, чтобы управлять окружающими. Они чувствуют свою компетентность, знают себя и доверяют своим знаниям и способностям, их «я» достаточно сильно, чтобы выдерживать удары, они не отягощены грузом сомнений и внутренних конфликтов, умеют контролировать свои импульсы, они сообразительны, общительны, склонны проявлять свою индивидуальность, ответственны. Хотя у них может появиться желание доминировать над другими и манипулировать ими, но такие склонности не про¬являются у них сильнее, чем у людей, выступающих в других ролях. Гладиаторы способны добиться славы в политической борьбе и достаточно уверены в себе, чтобы выдерживать хитросплетения партийной поли¬тики. Политическая жизнь далеко не гостеприимное место для индивидов, неуверенных в себе, робких и замкнутых, для людей, не обладающих сильной верой в свои возможности успешно справляться с собствен¬ным окружением» . Элита — образование, операционально не фикси¬руемое. Это, в значительной мере, виртуальная груп¬па. Тем не менее, по косвенным проявлениям элиты подразделяются на консолидированные и неконсоли¬дированные, ответственные и безответственные, эгои¬стичные и неэгоистичные. Политическая психология элит, в значительной мере, определяет политическую психологию всего общества, однако, безусловно, не подменяет ее полностью. Всякий политический строй пытается формировать собственную элиту, необходи¬мую ему для более эффективного осуществления вла¬сти. Однако подчеркнем: политическая элита не явля¬ется ситуационным образованием. Это совокупное порождение всех рассмотренных выше процессов политической социализации и политического участия.